Энциклопедический словарь
Исполни́тельная власть - в соответствии с теорией разделения властей, одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти.
* * *
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - ИСПОЛНИ́ТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей (см. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ) одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Исполнительная власть осуществляет функции управления государственными делами, основываясь на действующих законах (см. ЗАКОН (в праве)) и иных нормативных актах. Помимо управления исполнительной власти принадлежат полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества), внешнеполитического представительства, административного контроля.
Большинство конституций (см. КОНСТИТУЦИЯ (основной закон)) формально наделяют исполнительной властью главу государства - в парламентарных республиках и монархиях, в президентских республиках, или правительство - в республиках смешанного типа. На самом деле в парламентарных монархиях и республиках исполнительная власть полностью принадлежит правительству, в дуалистических монархиях - монарху совместно с правительством, в республиках смешанного типа и президентских республиках осуществление исполнительной власти происходит под руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровне функции исполнительной власти возложены на органы регионального и местного управления и самоуправления. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти.
Глава исполнительной власти является высшим руководителем органов государственного управления на общенациональном, региональном или местном уровне. На общенациональном уровне в монархических государствах главой исполнительной власти формально является монарх (см. МОНАРХ (глава государства)). В парламентарных монархиях главой исполнительной власти фактически является глава правительства. В президентских республиках - президент, в парламентарных - формально президент, а фактически глава правительства, в полупрезидентских республиках - президент, но иногда формально глава правительства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации главой исполнительной власти на федеральном уровне формально является председатель правительства Российской Федерации, но фактически - президент Российской Федерации.
Дуализм исполнительной власти (от лат. dualis - двойственный) является характерной чертой республик смешанного типа, где существуют сильный всенародно избранный президент и ответственное перед парламентом правительство. При этом исполнительная власть распадается на два лагеря: президент и его администрация - с одной стороны, премьер-министр и правительство - с другой. Особенно ярко дуализм исполнительной власти проявляется, когда президент и премьер-министр принадлежат к соперничающим политическим партиям. Примером дуализма исполнительной власти могут служить ситуации во Франции 1986-1988 годов, на Украине 2006-2007 годов. Согласно конституционно-правовой доктрине США президент, как глава исполнительной власти, обладает привилегией исполнительной власти, которая заключается в праве не предоставлять органам Конгресса США (в том числе следственным комиссиям) запрашиваемые сведения под предлогом того, что они содержат государственную или военную тайну.
Большой энциклопедический словарь
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ власть - в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти.
Словарь народов и культуры
Исполнительная власть
(executive), ветвь власти, края осуществляет функции управления (глава гос-ва, пр-во), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Функции И.в. традиционно отличны от законодательной и судебной власти. Существуют разл. типы И.в. Орган президентской И.в. Соединенных Штатов состоит из мин. и высших гос. чиновников, к-рых назначает и к-рыми руководит сам президент. Президенту принадлежит последнее слово в отношении того курса, к-рый будет проводить исполнит, орган. Однако, согласно принципу разделения властей, полномочия президента ограничены отдельно избираемым Конгрессом и независимой системой судебных органов, в задачу к-рых входит надзор за тем, чтобы действия исполнит, органа не противоречили положениям Конституции. Исполнит, власть парлам. типа характерна для Великобритании. Ее основу составляет кабинет министров, подотчетный парламенту. В таком пр-ве премьер-мин, назначает мин. и руководит их работой, но все решения по линии И.в. принимаются коллективно, а члены кабинета коллективно подотчетны законодат. органу, из состава к-рого они назначаются и в чьей постоянной поддержке нуждаются, чтобы оставаться в должности. На практике порядок принятия решений исполнит, характера как в президентской, так и в парлам. системе более разнообразен, чем это может показаться на основании вышесказанного. Для президентской формы правления характерна децентрализация принятия решений внутри исполнит, ветви власти и зависимость от поддержки конгресса. Специалисты-аналитики отмечают важность железных треугольников, состоящих из исполнит, органов власти, комитетов конгресса и осн. заинтересованных групп, согласие между к-рыми составляет решающий фактор формулирования и реализации политики. Парлам. системы правления также характеризуются значит, разнообразием центров принятия решений на исполнит, уровне, даже в Великобритании. В самом деле, мн. решения принимаются кабинетом мин. или его комитетами от имени кабинета. Вместе с тем по мере разрастания пр-ва значит, властью начинают пользоваться либо отд. мин. на уровне своих мин-в или высшие гос. чиновники, действующие от их имени; либо мин., чья деят-ть затрагивает интересы более чем одного мин-ва; либо два мин. - один обычно руководит мин-вом, расходующим финанс. ср-ва, др. - мин-вом финансов, и оба на двусторонней основе вырабатывают некую политику; либо более двух мин., решающих общий вопрос, с к-рым не нужно обращаться к кабинету в целом; либо управляющие делами партии, к-рые могут оказывать серьезное влияние на премьер-мин. Решение проблем исполнит, органа власти в либеральных демократиях проходит непросто. Оно может быть достигнуто лишь путем совершенствования гос. ин-тов сверху и за счет предоставления более широких возможностей для участия граждан в управлении гос-вом снизу.
Полезные сервисы